Чернильница как образец стиля и спутник грамотного человека

0 0

Чернильница как образец стиля и спутник грамотного человека

Чернильница. Конец XIX в. Фото: Музей хрусталя имени Мальцовых

В Музее хрусталя в Гусь-Хрустальном, хранящем наследие знаменитого завода, показано великое разнообразие стеклянных чернильниц, от дешевых школярских до самых дорогих и изысканных

Музей хрусталя имени Мальцовых, который входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, унаследовал коллекцию «образцовой кладовой» знаменитого хрустального завода, что на речке Гусь. Завод был основан в XVIII веке; полтора столетия предприятие принадлежало купцам Мальцовым и производило продукцию из стекла высочайшего качества — но при этом доступную по стоимости, поэтому мальцовское стекло было в дореволюционной России едва ли не в каждом доме.

На выставке представлены только стеклянные чернильницы — зато самые разнообразные, а также кабинетные приборы и сопутствующие принадлежности. Двести лет назад Александр Пушкин написал посвящение чернильнице (его строки вынесены в название выставки), а Ханс Кристиан Андерсен придумал сказку о пузатой чернильнице и гусином пере. На протяжении столетий этот предмет был непременным атрибутом любого грамотного человека. Завод Мальцовых выпускал огромный ассортимент чернильниц — от дешевых школярских непроливаек до заделанных в серебро походных чернильниц и богатых письменных приборов, где хрустальный сосуд заключен в скульптурную металлическую оправу, иногда дополнен песочницей и подставкой для перьев. На выставке в основном показаны чернильницы рубежа XIX–XX веков, когда они следовали модным в «большом искусстве» стилям — модерну и всем вариантам историзма.

Чернильница как образец стиля и спутник грамотного человека

Чернильница. Начало XX в. Фото: Музей хрусталя имени Мальцовых

Выставка — прекрасный повод посетить сам музей, экспозиция которого расположена в Георгиевском соборе, построенном в 1892–1903 годах на средства мецената и владельца хрустального завода Юрия Нечаева-Мальцова. Храм-терем в русско-византийском стиле, увенчанный шатрами, создан по проекту Леонтия Бенуа. В интерьере, украшенном колоннами из черного лабрадорита, сохранились огромное полотно «Страшный суд» Виктора Васнецова и мозаика из стеклянной смальты «О тебе радуется Благодатная», выполненная по его же эскизу. Коллекция музея, постоянно пополняющаяся произведениями современных стекольных мастеров, одна из крупнейших в России.

Гусь-Хрустальный
Музей хрусталя им. Мальцовых
«Подруга думы праздной, чернильница моя…»
До 30 октября

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.