В Музее изящных искусств Руана показывают выставку, созданную на основе текста Андре Бретона

0 0

В Музее изящных искусств Руана показывают выставку, созданную на основе текста Андре Бретона

Иллюстрация к книге «Надя» Андре Бретона. Фото: Centre Pompidou/Musée national d'art moderne/Centre de création industrielle

Сюрреалистический текст «Надя», изданный в 1928 году, стал отправной точкой для большой выставки, развивающей образы Андре Бретона и иллюстрирующей их работами его друзей и современников

«Надя» — так Андре Бретон называл Леону Делькур, странную молодую женщину, с которой у него был короткий роман. И так же, Nadja, от русского слова «надежда», назвал книгу, текст которой начинается фразой «Кто я есмь?» и завершается знаменитым высказыванием «Красота будет конвульсивной, или ее не будет вовсе». Эта повесть, написанная в 1927-м и опубликованная в 1928 году, является образцом сюрреалистического повествовательного жанра и одновременно теоретической декларацией. Она дает определение сюрреалистической «красоты» как вечно изменчивой, всегда грядущей и связанной с подсознательными импульсами. Книга стала важнейшей частью как истории литературы, как и истории искусства.

В том виде, как ее задумал автор, «Надя» усеяна изображениями, их четыре десятка, и они, по утверждению Бретона, отвечают «антилитературной» цели, цели «устранения любого описания». Это репродукции предшественников и современников поэта, работ Жоржа Брака, Джорджо де Кирико, Макса Эрнста и даже Паоло Уччелло, фотографий Ман Рэя (он сделал фотоколлаж глаз Леоны, которые как будто могли менять форму), изображения странных предметов (пара бронзовых перчаток писательницы Лизы Деарм, математические инструменты), первобытное искусство (статуэтка моаи с острова Пасхи, воспроизведенная в книге, хранится теперь в парижском Музее на набережной Бранли). Выставка выстраивает все эти образы в общую линию и предлагает посетителю совершить прогулку по вселенной Нади и, в более широком смысле, сюрреализма.

В Музее изящных искусств Руана показывают выставку, созданную на основе текста Андре Бретона

Макс Эрнст. «Мужчины не должны знать об этом». 1923. Фото: Tate

Таким образом, как объявляют кураторы проекта, воплощается исходный замысел автора: разнообразный набор картин, скульптур, рисунков, документов, объектов, фотографий, каждая иллюстрация книги дают толчок к размышлениям и позволяют выделить великих героев сюрреализма — среди них поэты, писатели и журналисты, такие как Луи Арагон, Робер Деснос, Поль Элюар, художники, включая Ман Рэя, Ива Танги, Макса Эрнста, а также основные темы этого художественного движения: сон, бессознательное, найденный объект, объективная случайность, встреча, Париж, кажущаяся странность древнего или незападного искусства, — и этапы его истории, от первого манифеста сюрреализма до 1940 года.

А Леона Делькур, как скупо напишет позже Андре Бретон, «оказалась сумасшедшей» и умерла в психиатрической лечебнице в возрасте 38 лет.

Музей изящных искусств Руана
«Надя, сюрреалистический маршрут»
До 6 ноября

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.